«60 на 40» — агроитоги 2019 года

Почему открытый рынок земли уничтожит половину молочных хозяйств Украины?
11.10.2019
Ольга Трофимцева: «В 2030 году украинский АПК должен стать диверсифицированным и начать экспортировать не только зерно, но и продукты с добавленной стоимостью, тонкие высокотехнологичные продукты, аграрные технологии»
11.12.2019

«60 на 40» — агроитоги 2019 года

2019 год для сельского хозяйства Украины стал годом двойных выборов и доминированием политических лозунгов. В связи с этим и ожидания отечественных сельхозтоваропроизводителей лежали больше в политической плоскости: что будет с системой налогообложения, каким образом будет введена земельная реформа, что будет с государственной поддержкой сектора и тому подобное. На данный момент, в первые дни декабря, сложно определить, куда двигается сельское хозяйство, можно увидеть лишь основные тенденции.
Если же говорить о наиболее негативном явление в аграрной плоскости 2019 года, то, однозначно, это ликвидация профильного министерства. Этот шаг уже имеет негативный привкус и еще будут неприятные последствия и в будущем.
Относительно позитивных сигналов в сфере сельского хозяйства, то в 2019 году — это однозначно дискуссия относительно введения рынка земли. Сам факт, что земельный законопроект был принят в первом чтении, уже является позитивным сигналом для рынка.
Если подытожить, то с политической точки зрения 2019 для агропромышленного комплекса Украины выглядит «60 на 40» с перекосом в отрицательную плоскость через ликвидацию Министерства аграрной политики и продовольствия и 40%, как надежда, что рынок земли в Украине таки будет иметь свое логическое завершение уже к новому году.
С экономической точки зрения украинский АПК в очередной раз продемонстрировал стабильно высокие результаты. Исторический урожай по основным зерновым и масличным культурам говорит о том, что украинские аграрии повышают производительность труда, делают все, чтобы улучшить технологии. Несмотря на то, что цены несколько снизились, за счет повышения урожайности год в целом был не плохой для аграриев.
Если говорить о том, куда расти агросфере, куда двигаться, то надо смотреть на мировые тенденции. Это, прежде всего, диджитализация, дальнейшая роботизация сельского хозяйства. Во-вторых, это ответ на вопрос, который касается глобального сельского хозяйства: «Что хочет потребитель в будущем?» Тут все просто: потребитель в будущем хочет потреблять ту продукцию, которая ему более понятна, кроме того, экологически чистую и недорогую, потребители меньше потреблять продукцию животного происхождения, соответственно, для растениеводства открываются новые возможности. И сам факт того, что компания Beyond Meat вышла на Нью-Йоркскую фондовую биржу и стала одним из лидеров в сегменте производства бургеров с растениеводческой продукции, говорит о том, что будущее пищи находится в микробиологической плоскости.
Но это перспектива ближайших 10-15 лет. Поэтому украинскому сельскому хозяйству, если говорить о продуктах с добавленной стоимостью, стоит обратить внимание на подсектор производства высококачественных кормов и премиксов для животных и особенно для рыбы. Кроме того, стоит смотреть на нишевые сегменты, продукты которых уже набирают популярность и будут пользоваться спросом в будущем. Это — горох, чечевица, нут и др. Орехи, лекарственные травы можно тоже развивать в Украине. И производить из них продукты с добавленной стоимостью.
Главное, что в будущем будет конкурентным преимуществом на мировом рынке продуктов питания, это прозрачность, или traceability, ведь конечный потребитель уже сейчас хочет знать, где точно продукция была произведена, какая технология использовалась — классическая или органическая — какую технику и химию применяли. То есть потребитель будущего хочет знать все о продукте и к этому надо готовиться и украинским производителям агропродовольственной продукции.

Почему в Украине не на высоком уровне инвестируют в производство товаров с добавленной стоимостью? Эта дискуссия идет довольно активно. Причин здесь несколько: надо смотреть, куда мы пойдем с товарами с добавленной стоимостью, где они больше будут востребованы — или идем на экспорт, где есть деньги и потребность на такие товары, или на внутренний рынок — но здесь потребитель значительно беднее.
Если же выбираем первый путь, то, действительно, возможно нужно изменить направление на глубокую переработку, производя корма, лизин, др. продукты, которые пользуются спросом. А для этого нам нужно совершенствовать технологии, а это означает значительные инвестиции, но деньги в Украину дорогие, а окупаемость подобных проектов 10-15 лет, а то и больше, здесь нам трудно конкурировать с теми же европейцами.
Еще вопрос и в технологиях. Наша наука функционирует на уровне 70-х годов прошлого века. И чтобы агропродовольственном сектора быть технологически подкованным нам нужны инновации, научные разработки, которых на сегодня в Украине, к сожалению, очень мало. Здесь выход только один: идти в партнерстве с нашими иностранными партнерами, искать точки соприкосновения, возможно создавать совместные предприятия. И здесь хотелось бы отметить, что именно аграрная наука и образование нуждаются государственных дотаций, ведь в секторе полный упадок.
В целом сверхважно, чтобы Украина меняла свой имидж в страну, в которую безопасно и выгодно инвестировать, страну, где доминирует верховенство права.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *