Евгения Бондарь, юрист: Подробно про Закон Украины «О безопасности и гигиене кормов»

«Сначала себе, потом другим», Николай Кмить, молочная ферма Прикарпатья «Мукко»
15.01.2020
Владимир Метельский, генеральный директор ЧСП им. Т, Г. Шевченко об органическом производстве
17.02.2020

Евгения Бондарь, юрист: Подробно про Закон Украины «О безопасности и гигиене кормов»

19 января 2020 вступил в силу Закон Украины «О безопасности и гигиене кормов» (№ 2264-VIII от 21.12.2017 г.). Принимая во внимание активное сотрудничество со странами ЕС и стремительное развитие агропромышленной интеграции, указанный Закон является долгожданной необходимостью для аграрного сектора Украины, который имеет целью урегулировать, разложить все по полочкам, сделать прозрачными и безопасными условия ведения бизнеса как внутри страны, так и за ее пределами.
Статьей 2 Закона Украины № 2264-VIII определен перечень нормативно-правовых актов, формирующих законодательство о кормах в целом, среди них — Конституция Украины (как всегда), ЗУ «О ветеринарной медицине», ЗУ О государственном контроле за соблюдением законодательства о пищевых продуктах, корма, побочные продукты животного происхождения, здоровья и благополучия животных «. Таким образом, предприятие, которое в своей хозяйственной деятельности активно сотрудничает с рынком кормов, должно постоянно руководствоваться данными законодательными актами, и отслеживать изменения и нововведения. Операторы сельскохозяйственного рынка будут обязаны разрабатывать, внедрять и использовать действующие процедуры, основанные на принципах системы анализа опасных факторов и контроля в критических точках (НАССР). Итак, если хозяин кормит своих коров только сеном-соломой-травой, то это еще ничего. Другое дело, если хозяин решит осуществить глубокую переработку этих кормов, добавив какой премикс или витаминно-минеральную добавку. В таком случае надо будет при производстве такого корма учитывать требования НАССР.

Только Закон Украины «О безопасности и гигиене кормов» вступит в силу, требования по обеспечению прослеживаемости кормов на всех стадиях их производства и обращения для операторов этого рынка станут обязательными. Это означает, что каждый из них должен быть способным установить других операторов рынка, которые поставляют ему составляющие корма, материалы, контактирующие с ним, а также вспомогательные средства для производства кормов. Каждому из тех, кого это касается, нужно будет ввести систему документооборота (для хранения информации), с помощью которой можно будет установить поставщика и получателя любой партии кормов, а также быть готовым предоставить эту информацию по запросу Держпродспоживслужбы. В новом законе будет применяться дифференцированный подход. Эксплуатационное разрешение будет выдаваться на мощности, где осуществляется производство и/или обращение некоторых видов кормовых добавок, премиксов и кормовых смесей (с использованием отдельных кормовых добавок). Зато мощности, где такие кормовые добавки не используют, будут подлежать только государственной регистрации по уведомительному принципу. Предприятию не нужно будет эксплуатационное разрешение и, соответственно, инспектирование — достаточно заполнить и направить в компетентный орган форму установленного образца, указав в ней мощности, используемых для производства корма. А те предприятия, которые не имеют собственного производства кормов и не реализуют их, например, свиноферма, что просто покупает их уже готовыми, вообще не обязаны будут получать эксплуатационные разрешения и регистрировать соответствующие мощности.
Если сейчас согласно действующему законодательству, госрегистрации подлежат все кормовые добавки, премиксы и готовые корма, то новый закон предусматривает госрегистрацию только кормовых добавок. Поэтому практика регистрации каждого готового корма должна уйти в прошлое. К тому же новый закон позволит любому оператору рынка осуществлять производство и оборот зарегистрированной кормовой добавки независимо от того, по чьему обращению такая добавка была зарегистрирована (для сравнения: сейчас одну и ту же добавку регистрирует каждое лицо, осуществляющее ее производство или оборот) . Правда, такое упрощение будет касаться только трех категорий кормовых добавок: технологических, сенсорных и питательных. Регистрация кормовой добавки будет действовать в течение 10 лет (сейчас 5). То есть после того, как по обращению одного человека добавка была зарегистрирована, любое лицо сможет ее производить, реализовывать и использовать в течение следующих 10 лет.
Исследовав Закон №2264-VIII, можно утверждать, что Законодатель поставил акцент и больше пытался привлечь внимание именно к урегулированию проблемы маркировки. А вот второе место, учитывая по количеству уделенного внимания, можно разделить между гигиеническими требованиями к субъектам рынка кормов (операторов рынка), осуществляющих первичное производство кормов (в том числе к мощностям, персонала, условий хранения, контроля замеров качества, ведение журналов и др.) и государственному регулированию производства и оборота кормов.
Так, утверждение о свойствах кормовых материалов и кормовых смесей, которые указываются в их маркировке, должны будут иметь научное обоснование. Более того, оператор рынка, ответственный за маркировку, будет обязан предоставлять такое научное обоснование на запрос Держпродспоживслужбы. Иными словами, писать в маркировке все, что угодно (чтобы лучше продавалось), не получится.
Радует тот факт, что Закон достаточно развернуто предоставляет методические рекомендации и дополнительно подчеркивает обязательность применения операторами рынка постоянно действующих процедур, основанных на принципах системы анализа опасных факторов и контроля в критических точках (НАССР), которые вводились в АПК постепенно, в течение трех лет, начиная с сентября 2017 года, в соответствии с ЗУ «Об основных принципы и требования к безопасности и качеству пищевых продуктов «.
Хотя в целом процедура государственной регистрации кормовых добавок по новому закону мало чем отличается от современной, на одно существенное отличие следует все же обратить внимание. Речь идет о так называемом упрощенном порядке, что должно применяться к кормовых добавок, которые уже разрешены в других странах или интеграционных объединениях стран (скажем, в Евросоюзе). Такой порядок должен применяться при признан ния системы регистрации кормовых добавок в соответствующих странах или интеграционных объединениях эквивалентной украинской системе регистрации. Суть упрощенного подхода к регистрации кормовых добавок заключается в том, что вместо проведения собственного научного оценки безопасности и эффективности кормовой добавки, в Украине будут признаваться результаты соответствующего научного оценивания, проведенного в других странах. Это должно сэкономить время и средства для бизнеса, по сравнению с регистрацией по общей процедуре.
Подытоживая изложенное, можно утверждать, что Закон «О безопасности и гигиене кормов» является бесспорно системным документом, крайне необходимым для АПК Украины, однако насколько он будет действенным и действительно работающим в реальной жизни и в наших условиях — нужно разбираться более подробно и, скорее все, на собственном опыте.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *